Лента новостей
Статья23 ноября 2023, 13:13

Логопед Умётской школы дала советы родителям для успешного обучения детей устной речи

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Как помочь ребёнку преодолеть речевые проблемы и успешно учиться расскажет учитель-логопед Елена Булгакова.

 Логопед Умётской школы дала советы родителям для успешного обучения детей устной речи
Фото: архив Умëтской школы

Речь — сложная функция и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих. Ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы малыш с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

— В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники и взрослые. Для того, чтобы речь ребёнка была яркой, образной, нужно родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу, стараться фиксировать их внимание на том, что они видят во время прогулок, экскурсий,
говорит Елена Булгакова.
 Логопед Умётской школы дала советы родителям для успешного обучения детей устной речи
Фото: архив Умëтской школы

По словам специалиста ещё острее встаëт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Основные критерии речевой готовности к школьному обучению:

Сформированность звуковой стороны речи

Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. К сожалению, довольно часто дети, которым идти скоро в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является то, что взрослые разговаривают с ребёнком на «птичьем» языке. В таких случаях необходимо стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.

Полная сформированность фонематических процессов

Ребёнку важно уметь слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи 

Умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.  Перед школой ребёнок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить.

Сформированность словаря и навыков словообразования

Дети должны уметь объяснять значения слов сложной слоговой структуры. Также ребёнок должен знать названия частей предметов, подбирать антонимы, пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи

Правильно образовывать формы родительного падежа, составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме, уметь строить предложения, составлять небольшие рассказы и сказки, делить простые предложения на слова, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание.

— Учить ребёнка весьма не просто. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим ребёнком обязательно добьётесь успехов,
говорит Елена Булгакова.
 Логопед Умётской школы дала советы родителям для успешного обучения детей устной речи
Фото: архив Умëтской школы

Специалист советует следовать весьма нехитрым, но очень полезным советам:

  • отвести специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать;
  • длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут, начинать надо с 3-5 минут;
  • занятие должно проводиться 2-3 раза в день. Лучшее время — после завтрака и после дневного сна;
  • во время обучения поддерживайте у ребёнка положительный эмоциональный настрой;
  • наберитесь терпения! Темп усвоения материала у всех детей разный, если ребёнок ошибся, покажите, как исправить ошибку;
  • превратить процесс обучения в весёлую и занимательную игру. Тем самым вы поддержите у ребёнка интерес к знаниям, к познанию нового.
 Логопед Умётской школы дала советы родителям для успешного обучения детей устной речи
Фото: архив Умëтской школы
Автор:Елена Филимонова