Речь — сложная функция и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих. Ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы малыш с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
По словам специалиста ещё острее встаëт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Основные критерии речевой готовности к школьному обучению:
Сформированность звуковой стороны речи
Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. К сожалению, довольно часто дети, которым идти скоро в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является то, что взрослые разговаривают с ребёнком на «птичьем» языке. В таких случаях необходимо стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.
Полная сформированность фонематических процессов
Ребёнку важно уметь слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
Умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Перед школой ребёнок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить.
Сформированность словаря и навыков словообразования
Дети должны уметь объяснять значения слов сложной слоговой структуры. Также ребёнок должен знать названия частей предметов, подбирать антонимы, пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи
Правильно образовывать формы родительного падежа, составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме, уметь строить предложения, составлять небольшие рассказы и сказки, делить простые предложения на слова, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание.
Специалист советует следовать весьма нехитрым, но очень полезным советам: