Лента новостей
Статья4 октября , 16:16

Пять дней в Чёрном море: подвиг экипажа под командованием умётского лётчика Петра Ножкина

В августе 1941 года экипаж бомбардировщика СБ под командованием уроженца села Паника старшего лейтенанта Петра Ножкина совершил вынужденную посадку в открытом море. Экипаж провёл пять дней в самолётной шлюпке, ожидая помощи. История их спасения была опубликована во флотской газете «Черноморец».

Пётр Ножкин, 1937 год
Пётр Ножкин, 1937 годФото: архив Владимира Крапивина

Аварийная посадка

Для старшего лейтенанта Петра Ножкина Великая Отечественная войны началась в должности командира звена 4-й эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка 63-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. С первых дней он активно участвовал в боевых вылетах. К 7 января 1942 года экипаж под его командованием успешно провёл 24 операции.

Одним из самых ярких эпизодов в военной биографии Петра Ножкина стала атака на нефтепромыслы Плоешти.

С началом войны Ставка Верховного Главнокомандования осознала стратегическую важность румынской нефти для нацистской Германии и приняла решение нанести удары по нефтепромышленным объектам Румынии силами ВВС Черноморского флота. Со 2 июля по 18 августа 1941 года авиация Черноморского флота совершила 22 авианалёта на эти ключевые объекты, где располагались 15 нефтеперерабатывающих заводов, производивших ежегодно 3 миллиона тонн нефти.

9 августа 1941 года эскадрилья, в состав которой входил самолёт Петра Ножкина, должна была отвлечь огонь противника, чтобы основные силы полка могли прицельно отбомбиться. Несмотря на плотный зенитный огонь и отсутствие прикрытия, лётчики с честью выполнили свою миссию. Однако их самолёт получил серьёзные повреждения и был вынужден совершить аварийную посадку в Чёрном море.

Изрешечённый огнём вражеских зениток самолёт продержался на воде недолго. Членам экипажа — лётчику Петру Ножкину, штурману Ивану Мальцеву, и воздушному стрелку-радисту Ивану Константинову — пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выжить. Преодолевая боль от полученных ран, они смогли распаковать и надуть резиновую шлюпку. Пять дней экипаж провёл в открытом море, ожидая помощи.

— Ещё в первую ночь командир распорядился распороть наши комбинезоны, чтобы хватило укрыться всем троим. Раны у нас вначале воспалились, потом боль утихомирилась: видимо, морская вода прижгла их. Но пришла новая беда: жажда и голод. Ни крошки хлеба, ни капли воды у нас не было. Бортовой паёк спасти не удалось. Сосали пустые мундштуки — гасили немного чувство голода. Без воды же совсем плохо. Попытался я хлебнуть морской, тут же вырвало. На вторую ночь выпал дождичек. Собрали мы на брезенте с полстакана воды, разделили на всех, — вспоминал штурман Иван Мальцев.
Сразу после спасения. Сидят (слева направо) И.А. Мальцев, П. И. Ножкин, И.И. Константинов, 16 августа 1941 год
Сразу после спасения. Сидят (слева направо) И.А. Мальцев, П. И. Ножкин, И.И. Константинов, 16 августа 1941 годФото: архив Владимира Крапивина

Спасённые в море

Три дня советские самолёты кружили над местом крушения, но не замечали терпящих бедствие. Экипаж не терял надежды и продолжал грести, пытаясь добраться до мыса Лупуял, который находился между Севастополем и Евпаторией. На пятый день, измотанные голодом и жаждой, они уже не могли подняться и просто лежали под палящим солнцем. Положение было критическим. У Петра Ножкина остался только пистолет с последней обоймой патронов. Попытка подстрелить чайку не принесла успеха. Последний патрон был потрачен на охоту на дельфинов, которые подплывали так близко к лодке, что могли её перевернуть. Жажда и голод становились невыносимыми.

И вдруг раздался гул самолёта. Экипаж увидел два советских «МБР-2», которые летели над ними. Пётр Ножкин приказал встать и подавать сигнал, махая шлемами и лохмотьями комбинезонов.

— Я не помню, как нас вытаскивали из шлюпки. Только приник я к анкеру с водой и упал. А день, когда нас спасли, 14 августа 1941 года, для меня стал днём «дважды рождённого», он совпал с моим днём рождения, — рассказывал позже Иван Мальцев.

Но на этом история героического экипажа не завершилась. Примерно через три недели после выписки из госпиталя они получили новую машину, вернулись в строй и продолжили бить врага.

Пётр Ножкин в послевоенное время
Пётр Ножкин в послевоенное времяФото: архив Владимира Крапивина

Ордена и медали

Командир экипажа Пётр Ножкин 29 января 1942 года был удостоен ордена Красного Знамени. Он продолжал выполнять боевые вылеты, нанося удары по вражеским объектам и скоплениям войск. 5 и 6 октября 1941 года в районе хуторов Болтарский и Дальницкий под Одессой совершил четыре вылета, в результате которых были разгромлены скопления пехоты и конницы, а также рассеяны резервы румынских войск, что сорвало их наступление.

В районе Перекопа при атаке на скопление танков у деревни Каирка Ножкин уничтожил несколько машин. Звено самолётов под его командованием нанесло бомбовый удар, который привёл к взрыву боезапаса на участке № 5 и уничтожению нескольких автомашин. На аэродроме Аскания-Нова возник крупный пожар, была подавлена зенитная батарея в районе деревни Карт-Казак и уничтожена батарея на высоте 210,8.

Пять дней в Чёрном море: подвиг экипажа под командованием умётского лётчика Петра Ножкина
Фото: архив Владимира Крапивина

В 1944 году Пётр Ножкин получил медаль «За оборону Одессы» и медаль «За боевые заслуги». После окончания войны долгое время командовал авиаполком, за что был удостоен орденов Красной Звезды, Красного Знамени и ордена Ленина. Завершив службу в авиации в звании полковника, Пётр Ножкин работал парторгом на заводе в Нижнем Тагиле.

Иван Мальцев за свой подвиг был награждён орденом Отечественной 1-й степени. Он демобилизовался в 1962 году в звании полковника, с должности заместителя командира авиационной дивизии.

Иван Константинов был представлен к ордену Красного Знамени, но 30 мая 1942 года получил орден Красной Звезды. Он дослужился до звания майора и после войны жил в Москве.

Автор:Галина Ситникова