Лента новостей
Статья31 июля 2023, 19:19

«Соединить прошлое с настоящим». Учитель истории из Умётской школы увлёк своих учеников исследовательской работой

Владимир Крапивин работает учителем истории в Оржевском филиале Умётской агроинженерной школы. Общий стаж его педагогической деятельности — 33 года.

«Соединить прошлое с настоящим». Учитель истории из Умётской школы увлёк своих учеников исследовательской работой
Фото: архив Владимира Крапивина

Уроки истории Владимира Викторовича Крапивина помнят многие жители Нижних Песков, а теперь и других сёл Оржевского сельсовета, у кого он преподавал или преподаёт историю и обществознание. Интересные, разносторонние, насыщенные фактами уроки остаются в воспоминаниях его учеников. И, несмотря на то, что немногие из них профессионально занимаются историей, увлечённых — немало.

Владимир Крапивин признаётся, что выбор профессии для него — дело случая. Но он никогда не жалел о своём выборе.

— После окончания школы хотел, как и многие мои ровесники, стать военным, но поступить в военное училище не получилось. На втором месте было желание стать учителем. У нас в школе был очень хороший учитель истории — Владимир Константинович Мякишев. И, в итоге, я решил пойти по его стопам,
делится Владимир Крапивин.

Поэтому после службы в армии он поступил на исторический факультет Тамбовского педагогического института, после окончания которого пришёл учителем в родную Нижне-Песковскую основную школу. Вначале был учителем, затем завучем, а в 2009-2011 гг. после перевода школы в статус филиала — его заведующим.

Сейчас работает учителем истории в Оржевском филиале Умётской агроинженерной школы. Общий стаж его педагогической деятельности — 33 года. За эти годы он подготовил несколько десятков выпускников, которые стали достойными гражданами своей страны.

«Соединить прошлое с настоящим». Учитель истории из Умётской школы увлёк своих учеников исследовательской работой
Фото: архив Оржевского филиала Умётской школы
— Без прошлого не бывает настоящего, а без настоящего – нет будущего. Моя цель как учителя — соединить прошлое с настоящим, научить детей делать выводы из опыта прошлых поколений, чтобы не повторять их ошибок. И вот уже более 30 лет каждый день я переступаю порог школы для того, чтобы передавать знания детям. Я стараюсь воспитывать в них честность, порядочность, целеустремленность. Приветствую в них независимость взглядов, индивидуальность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения,
уверен учитель.

Совместные исследования

Владимир Викторович увлечён не только историей, но и краеведением, ведь оно во многом перекликается с историей. Краеведением занимается с 1995 года, когда шла подготовка к публикации «Книги Памяти», на страницах которой отсутствовали имена многих земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. На основании его краеведческих исследований несколько десятков имён воинов-земляков были внесены в районную «Книгу Памяти».

«Соединить прошлое с настоящим». Учитель истории из Умётской школы увлёк своих учеников исследовательской работой
Фото: архив Оржевского филиала Умётской школы
— Эта работа увлекла меня. Позднее я принял участие в подготовке «Книги Памяти вернувшихся с войны». В годы Великой Отечественной из каждой семьи кто-то ушёл на фронт, многие до сих пор числится в списках без вести пропавших. И наша задача вернуть этих людей из небытия. Объём поисковой и исследовательской работы постоянно увеличивался, я заинтересовался и привлёк к этой работе своих учеников,
говорит учитель.

Крапивин отмечает, что для этого нужно в самом начале педагогически грамотно погрузить учащихся в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической или социальной пользы. Детей легче увлечь работой, если она касается лично их самих, затрагивает непосредственно их интересы, будь то история семьи, дома или улицы.

Владимир Крапивин во время написания «Диктанта Победы»
Владимир Крапивин во время написания «Диктанта Победы»Фото: архив Оржевского филиала Умётской школы

Наряду с учениками лучших школ

Результатом практической научно-исследовательской работы учащихся становится написание рефератов, исследовательских работ, с использованием широкого круга источников. Работы учащихся были представлены на школьных, районных, областных, Всероссийских конкурсах исследовательских работ, олимпиад по краеведению.

— Мои ученики принимали участие в региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся по краеведению «Моя земля – мои земляки», регионального конкурса исследовательских и творческих работ обучающихся «Первые шаги в науку», дважды участвовали в финали Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В. Вернадского в Москве. Материалы их исследований были использованы при подготовке таких серьёзных сборников, изданных Государственным архивом социально-политической истории Тамбовской области, как «Письма Великой Отечественной», второй том «Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «Тамбовцы на фронтах второй мировой войны», кандидатом исторических наук В. Дьячковым, при написании монографии о демографических последствиях Великой Отечественной войны,
рассказал Владимир Викторович.

Владимир Крапивин убеждён, что победы на краеведческих конкурсах и олимпиадах различного уровня приносят глубокое удовлетворение учащимся, убеждают их в правильности выбранного пути. С одной стороны, очень важно, что в сознании детей прошлое малой родины тесно увязывается с историей России. С другой — осознаётся факт, что и в условиях даже маленькой сельской школы можно делать настоящие открытия и конкурировать с учениками лучших школ края и страны. Навыки, полученные школьниками в процессе исследовательской работы, остаются с ними на всю жизнь. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит и учителя, и ученика в положение исследователей.

«Соединить прошлое с настоящим». Учитель истории из Умётской школы увлёк своих учеников исследовательской работой
Фото: архив Оржевского филиала Умётской школы

Впереди — много открытий

К настоящему времени у Владимира Крапивина накопилось много архивных материалов об истории родного края. Он рассказал, что бизнесмен Юрий Хохлов, тоже историк по образованию, и человек неравнодушный к судьбе своего родного края, при жизни планировал выпустить серию книг о Кирсановском уезде, охватывающим период времени с древнейших времён до наших дней. Коллектив авторов, в состав которых вошёл и Владимир Крапивин, издали при его поддержке книгу «Рассказы по истории Кирсановского уезда».

Затем Владимир Викторович участвовал в подготовке ещё одной книги по коллективизации Кирсановского уезда с приведением списков жителей, подвергшихся различным репрессиям в ходе раскулачивания. Она была практически готова к публикации, но не увидела свет из-за смерти Юрия Хохлова.

В своих исследованиях Крапивин останавливаться не планирует. Ведь ещё столько интересных тем, которые можно взять в работу. К примеру, отмечает педагог, остаётся ещё много забытых страниц, связанных с историей Великой Отечественной войны. Вообще тема Великой Отечественной войны обширна и многогранна: работа госпиталей, бойцы, отличившиеся на фронте и многое другое. А значит для него и его учеников впереди много интересных исследований и открытий.

«Соединить прошлое с настоящим». Учитель истории из Умётской школы увлёк своих учеников исследовательской работой
Фото: архив Оржевского филиала Умётской школы
— Успех ученика — это итог совместного труда педагога и воспитанника, результат их сотрудничества, соавторства, общего творческого и научного поиска. Каждая победа, даже небольшой успех рождает желание идти вперёд, покорять новые вершины знаний, самоутверждаться в обществе и верить в пророческие слова Михаила Ломоносова, что именно «через учение счастлив будешь»,
говорит учитель.

С теплотой говорят о Владимире Крапивине его ученики.

— Владимир Викторович — грамотный, высокопрофессиональный учитель. Высокий уровень теоретических знаний, уравновешенность, доброжелательное отношение к детям и коллегам — далеко не все качества, которыми он обладает. На своих уроках он нацеливает на самостоятельную работу с различными источниками информации, не просто преподает истину, а учит её находить, что довольно непросто в сегодняшних реалиях. Пока училась в школе, неоднократно помогала ему в исследованиях, работая с архивами. Его уроки навсегда останутся в моей памяти,
делится воспоминаниями об уроках своего наставника выпускница Оржевского филиала Умётской школы Дарья Сафронова.
Владимир Крапивин со своей ученицей Дарьей Сафроновой
Владимир Крапивин со своей ученицей Дарьей СафроновойФото: архив Оржевского филиала Умётской школы

На областном конкурсе «Учитель-2013» Владимир Крапивин был признан лучшим знатоком тамбовского краеведения. На конкурсе он продемонстрировал педагогические и воспитательные компетенции перед экспертами управления образования и науки Тамбовской области и получил заслуженное признание коллег.

Автор:Ольга Самар